Интернет-магазины – как определить их надежность?

Обезопасить себя от мошенников

Покупать что-либо в интернет-магазинах было выгодно и удобно с момента их появления. Популярность таких покупок растет, увеличивается число и магазинов, и пользователей. Но чем больше становится объём интернет-рынка, тем, увы, больше появляется недобросовестных торговцев (доставят не тот товар, будут слишком долго его доставлять) или явных мошенников, которые желают взять и не вернуть предоплату за то, чего вы у них никогда реально не получите.

В сети достаточно материалов, содержащих перечни признаков для анализа, разделения интернет-магазинов на надежные и ненадежные. Но практически все эти материалы страдают двумя недостатками. Во-первых, в них просто указывается список признаков без описания относительной важности каждого из них. Во-вторых, информация либо потеряла актуальность, либо способы проверки оказывается на практике недейственными.

Общий принцип проверки понятен — интернет-магазин мошенников или недобросовестных торговцев не может быть авторитетным ресурсом, существовать длительное время. Признаки, по которым можно распознать подобные сайты, мы разобьем на две группы. Использовать при анализе следует обе, но приведенные пояснения позволят судить о критичности показателей.

Неоднозначные признаки при проверке интернет-магазина

Сюда мы отнесем всё, что трудно практически проверить, а также то, что не позволяет делать однозначные выводы.

  • Внешний вид, возраст сайта, скорость его работы, использование защищенных протоколов;
  • Содержание сайта — информация об истории фирмы, контактная информация, справочные материалы;
  • Богатый выбор, ассортимент;
  • Наличие отдельных страниц с описанием сроков доставки заказа, условий возврата и т.п.;
  • Наличие пункта о защите конфиденциальной, финансовой информации о пользователях в правилах работы интернет-магазина.

Почему всё это важно, но не позволяет делать однозначных выводов?

  • Многое трудно оценить неспециалисту.
    Обратить внимание на смену протоколов HTTP (обычный) и HTTPS (с шифрованием) в адресной строке браузера нужно. Но обычному пользователю не всегда может быть ясно, используется ли шифрование именно в критический момент передачи конфиденциальной информации.
    Сайт работает медленно? Но, может быть, в этом виновато пользовательское подключение к сети? Относительно медленно может работать очень авторитетный и популярный ресурс, поскольку его страницы одновременно просматривают тысячи пользователей.
    Установить возраст сайта по независимым источникам неспециалисту сложно. Кроме того, возможно, сайт существует не первый год, но буквально вчера его купили мошенники.
    Голословно написать на страницах сайта о многолетнем опыте работы, наличии миллиона постоянных покупателей и соблюдении условий конфиденциальности может кто угодно.
  • Мошенники с успехом используют в своих неблаговидных целях автоматизацию.
    К сожалению, сегодня активно используется парсинг. Программисты пишут приложение, которое полностью копирует, например, авторитетный, крупный интернет-магазин. Затем в копию сайта вносятся несколько изменений… И новый «большой, с огромным ассортиментом, со всеми необходимыми описаниями, справочными материалами, условиями доставки» интернет-магазин появляется в сети! Кто-то годами создавал и развивал ресурс, а мошенники получают полную его копию за час или несколько дней.

    Качественные признаки

    Здесь также имеются оговорки, но приведенные пояснения, надеемся, позволят использовать эту группу признаков для надежного выявления сайта мошенников или сомнительных торговцев.

    Отзывы о работе интернет-магазина.

    При помощи поисковых систем нужно искать отзывы об интересующем вас ресурсе на других сайтах. Многие сегодня прибегают к платному размещению, генерации постов о своем интернет-магазине? Если вы увидите только однотипные или совершенно одинаковые хвалебные отзывы, то их наличие говорит не в пользу магазина. Обращайте внимание на даты постов. Нашли не только положительные, но и пару прошлогодних умеренно отрицательных отзывов? Это хороший признак. Магазин давно и реально работает, а небольшие недоразумения случаются в любом деле.

    Возможность многих вариантов оплаты покупки.

    Реальное включение в функционал сайта многих вариантов оплаты (кредитных карт разных систем, нескольких сервисов интернет-платежей) является серьёзной работой. В большинстве случаев при создании мошеннического сайта, который проживет недолго, этим заниматься нерентабельно или невозможно.

    Относительная цена товаров.

    Солидный интернет-магазин, имеющий множество посетителей, постоянных покупателей, не нуждается в серьёзном снижении цен относительно среднерыночных. Демпинг – удел новичков и мошенников.

    Высокий авторитет ресурса в поисковых системах.

    Если вы впервые посещаете какой-то ресурс или группу тематический ресурсов, то Яндекс, Google долгие годы мониторят подавляющее большинство сайтов в сети. На основании своих наблюдений (период существования, темпы развития, посещаемость, характер поведения посетителей на сайте), они делают выводы о трастовости, авторитетности ресурсов. И эти выводы используют при ранжировании (т.е. упорядочивании) результатов поиска. Чем выше позиции сайта, тем больше доверие поисковой машины к нему. Буквально вчера созданный сайт практически не может оказаться на ведущих позициях, в топе результатов поиска по сколько-нибудь популярному запросу.

    Однако важно учесть, что в последнее время Яндекс, Google ввели и постоянно совершенствуют персонализацию поиска. Что это значит?

    Вы подаете запрос. Сервис производит поиск, но при упорядочивании его результатов используются не только показатели соответствия вашему запросу и авторитетности, траста сайтов. Учитываются и ваши личные предпочтения. К примеру, неделю назад или сегодня вы производили поиск и по его результатам побывали на нескольких сайтах, которые предлагают мобильные телефоны. Яндекс и Google запоминают это. Если вы вновь подадите запрос «купить мобильный телефон», то эти сайты будут повышены в результатах поиска, займут более высокие места. Обычно это удобно, но не в нашем случае.

    Необходимо отключить персонализацию поиска, если вы перед проверкой уже посещали проверяемые интернет-магазины. Для этого следует, во-первых, выйти из аккаунтов (если имеете их) Яндекса или Google, во-вторых, воспользоваться анонимным режимом просмотра в браузере. Названия этого режима в разных браузерах отличаются, но найти нужный пункт меню можно без труда («инкогнито, анонимное окно, тайный режим»). Именно в таком «анонимном окне» и нужно проводить поиск при нашей проверке авторитетности интернет-магазина.

    Желаем вам удачных и безопасных покупок в Интернете!